Как на самом деле мы прививаем детям культуру изнасилования

Воспитывая детей, мы стараемся привить им те моральные ценности, которые для нас важны, и взрастить в них личностные качества, которые, как нам кажется, необходимы “хорошему” человеку: благородство, смелость, честность, мудрость и многое другое. Но вместе с тем мы ежедневно, сами того не замечая, с раннего возраста прививаем нашим детям культуру изнасилования.

1. Обними бабушку, поцелуй маму

Часто мы настойчиво призываем наших детей обнять родственника, друг друга или даже нас, не думая при этом о том, хотят ли они это делать. Таким образом, мы подсознательно учим ребенка, что его границы и личное пространство ничего не значат. Важно научить детей, что объятия и поцелуи не являются чем-то самим собой разумеющимся. Согласие всегда необходимо, и дети должны понимать это с самого раннего возраста. Как родители, мы должны формировать в них понимание, что они не должны прикасаться к кому-то или кого-то трогать, если этот человек не изъявил такого желания, и точно так же окружающие должны относиться к ним.

2. Мальчики всегда будут мальчиками

Существует множество стереотипов о типично мужском и типично женском, и точно так же я постоянно сталкиваюсь со стереотипами о поведении мальчиков и девочек. Мальчики шустрые и неуправляемые, девочки спокойные и нежные, мальчики бегают и все ломают, девочки целуют маму в щеку и играют с куклой под музыку Баха. Во многих случаях эти предрассудки довольно безобидны. Проблема в том, что чаще всего они  используются, чтобы оправдывать плохое или оскорбительное поведение. Например, никого не удивляет тот факт, что мальчик ударил другого ребенка или что-то разрушил — “он же мальчик”.

Правда в том, что мальчики могут быть гораздо спокойнее девочек, и дело вообще не в  наборе гениталий. Но когда ребенок слышит, что кто-то извиняет его плохое поведение как что-то неотъемлемое от того, чтобы “быть мальчиком”, он все больше убеждается в том, что так и надо. Такими образом мы говорим мальчиками, что они не только выше всяких правил поведения, но и просто по своей природе не могут быть управляемы. По мере взросления мальчика эти паттерны никуда не исчезают, а лишь добавляются все новые и новые: мужчины полигамны, мужчинам всегда необходимо как можно больше секса (и они являются его инициаторами, потому что женщинам это не нужно), мужчинам не свойственна чувствительность и т.д.

3. Если тебе нравится кто-то, кто тебе отказал, ты должен его добиться

Даже в фильмах можно найти множество примеров того, как главный (или не очень) герой добивается возлюбленной исключительно своей настойчивостью: стоит под окном с цветами и серенадами, повсюду пытается ее встретить, пишет письма, постоянно оказывается рядом, клянется в том, что “ты обязательно будешь моей”. В счастливом финале девушка, которая не испытывала никаких чувств к несчастному Ромео и изначально вообще не хотела его видеть, конечно же, сдается и живет с ним долго и счастливо до конца своих дней.

В нормальном современном обществе такая тактика завоевания дамы сердца называется преследованием. Ее романтизация приводит к тому, что слово “нет” больше ничего не значит, а манипуляции, давление и контроль — это хорошо и нормально, если ты получил отказ. Это же касается и секса — согласие необходимо всегда, и вы должны его получить, даже находясь в постоянных отношениях.

4. За что  ты его ударил?

Дети  часто враждуют друг с другом, и мы всегда стараемся найти виноватого в случившейся драке. К сожалению, очень часто мы делаем это неправильно. Спрашивая ребенка, за что он ударил кого-то или что он сделал, чтобы заставить кого-то ударить себя, мы даем детям понять, что человек может “напроситься”. Прежде чем возлагать на ребенка какую-либо вину стоит выяснить, какую именно роль в конфликте сыграл каждый его участник — это очевидно и справедливо.  Но выяснить это максимально корректно не менее важно. Ребенок никогда не должен оправдывать насилие обидным или слишком обидным поведением обидчика, и не должен считать себя виноватым в том, что его ударили — задача родителя состоит в том, чтобы укоренить в сознании своих детей понимание того, что насилие недопустимо и не имеет уважительных причин.

5. Она просто ему нравится

Читайте также:  В каком возрасте стоит становиться матерью: мнение ученых

Идея о том, что неприемлемые прикосновения или агрессивное поведение являются проявлением симпатии мальчика, является одним из самых кричащих проявлений культуры изнасилования в детях. Дерганье за косички никоим образом не «романтично» — является ли ваш ребенок девочкой или мальчиком, важно, чтобы они как можно раньше узнали, что ударить или навредить кому-то, чтобы привлечь его внимание, непозволительно и не работает как способ показать свой интерес или романтичные чувства.

Фразы в духе «он делает это только потому, что влюблен в тебя» увековечивают мысль о том, что любовь неразделима со страданием, и что причинять боль тем, кого мы любим — нормально. Впоследствии люди, убежденные в этом, вступают в токсичные отношения и в роли жертвы, и в роли насильника, годами терпят абьюз и издевательства или не могут построить здоровые отношения и всегда ставят свои желания выше чувств другого человека.

Мы должны научить наших детей, что и щипки, и удары,  и издевательства в равной степени являются не элементами ухаживания, а насилием. И только им.

6. Девочки должны быть скромными и нести ответственность за то, как их воспринимают мальчики

Я молодая женщина, поэтому точно знаю, что есть определенные правила, которые мне стоит соблюдать, выходя вечером из дома, чтобы ощущать себя в безопасности. Я перехожу на другую сторону улицы, когда мне навстречу движется группа мужчин, просто “на всякий случай”. Но где берет свое начало это обратное мышление? Почему женщин учат, как себя вести, чтобы не стать жертвой насилия, но при этом не учат мужчин, как не быть насильниками?

Существует устойчивое мнение, что ценность женщины или девушки заключается в ее чистоте. Многие мужчины сознательно отвергают женщин, имевших сексуальный опыт, так как они уже “испорчены”. При этом сами мужчины могут иметь до брака любое количество партнерш, и это ничего не говорит об их ценности и достоинстве. Женщина должна быть скромной и покорной, желательно девственницей, тема женской мастурбации табуирована во всех слоях общества. Женщине должен нравиться секс, но не очень — иначе она порочна.

Говорить девочке, что ее чистота является определяющей частью ценности ее личности, опасно по многим причинам. Жертвы сексуального насилия сталкиваются с осуждением в обществе, их называют грязными и обвиняют в провоцирующем поведении, многие женщины не обращаются за помощью или в органы именно из-за чувства стыда. Это начинается еще в школе, когда девочкам внушают, что они должны выглядеть и вести себя  определенным образом, чтобы избежать “особенного” внимания одноклассников, полностью перекладывая на них ответственность за неподобающее поведение мальчиков.

Ни один человек, мне думается, не желает научить своего ребенка тому, чтобы быть насильником. Мы не говорим напрямую о насилии перед детьми, по крайней мере, пока они не станут старше, ограждаем их от агрессии и жестокости, стараемся дарить им любовь и заботу. Даже на разговор о сексе решаются далеко не все родители.

То, чему мы учим наших детей, независимо от того, хотим мы этого или нет, оказывает огромное влияние на их мораль, осознание себя и их мнение о других, когда они становятся взрослыми. И это касается всего, что мы говорим и делаем: проводим ли лекцию на тему “что хорошо, а что плохо” или смеемся над сексистским анекдотом.