Машинистка метро СССР

Кем женщины до сих пор не могут работать в России

Минтруд пересмотрит и сократит перечень специальностей, к которым не допускают женщин-гражданок РФ. Какие профессии можно встретить в этом списке?

Маша с детства мечтала стать капитаном морского лайнера. Пластмассовый руль в руках малышки превращался в штурвал корабля, а в старый бинокль пытливые детские глаза видели берега далёких неизведанных земель. Взрослые говорили Маше, что её мечта невозможна: «девушка на судне — значит, быть беде», да и вовсе не женское это дело, справиться с такой тяжёлой и ответственной работой может только мужчина. Но Маша не сдавалась. Она же живёт в России, где люди равны и могут занимать любые должности независимо от пола. Она поступила в морское училище (с третьей попытки, ведь в двух предыдущих «девочек не берут»), блестяще училась и проходила практику в море. Преподаватели, поначалу постоянно с грустью вздыхавшие о её нелёгкой доле и неродившихся детях, давно перестали воспринимать её только «девочкой». Капитан хвалил и звал работать с ним после выпуска. Маша сдала выпускные государственные экзамены, получила красный диплом, пришла к своему капитану… И упёрлась в знакомое с детства «девочек не берём». Закон запрещает. Капитан бы и рад помочь, попросить за Машу, но дел по горло, скоро очередной рейс, и так проверками замучили, ещё одной — дополнительной, ради Маши — он не переживёт. Так что прости, Маша, не женское это дело. Займись чем-нибудь ещё.

Маши из нашей истории, к счастью, не существует, поэтому переживать за её дальнейшую судьбу не стоит. Зато проблема, с которой она столкнулась, реальна. Женщина в России действительно не может заниматься морскими специальностями, ведь они входят в особый Перечень профессий, путь в который женщинам закрыт.

Этот список был составлен ещё в 1974м году Советстким правительством и перенят Российской Федерацией 25 февраля 2000 года (Постановление Правительства РФ №162). Он содержит в себе 456 названий «тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин». Вам не показалось. Перечень не «строго не рекомендует», оставляя за работником и его работодателем право и возможность самостоятельно решить, готовы ли они пойти на риск. Он именно «запрещает» допускать использование женского труда в названных специальностях. С помощью таких радикальных мер государство заботится о сохранении репродуктивных функций организма женщины, ведь тяжелый труд может негативно сказаться на возможности выносить здорового ребёнка. При этом доказательств причинения вреда исключительно женскому организму нет ни у одной позиции этого перечня: большинство профессий списка одинаково опасны как для женщин, так и для мужчин. Однако запрет на работу касается только женщин.

А в соседнем с нами Евросоюзе, например, о женщине так не пекутся. Европейки успешно осваивают профессии, раннее считавшиеся сугубо мужскими, и вырождаться, кажется, не собираются. Некоторые специальности в Европе стали настолько гендерно нейтральными, что правозащитники перестали собирать статистику занятости женщин в отрасли. Никого уже не удивит женщина за рулём экскаватора, например.

А ведь бороться с дискриминацией женщин Россия и Европа начали одновременно, когда ратифицировали т. н. «Женскую конвенцию» ООН («Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин»). Документ вступил в силу в 1981м году и призывает добиваться не просто гендерно нейтрального отношения к мужчине и женщине, но, в случае необходимости, принимать меры для изменения действующих законов, обычаев и традиций, мешающих ликвидации любых форм дискриминации. Конвенция уделяет значительное внимание проблеме равноправия полов в области занятости, а любое несоблюдение положений конвенция называет дискриминацией по признаку пола.

На данный момент Конвенцию ратифицировали 189 стран, в том числе и Российская Федерация. Её положения подкрепляются другими государственными документами, например, Конституцией и Трудовым кодексом РФ. И всё же при равных условиях исполнения положений Конвенции для всех стран, её подписавших, в России до сих пор существует Перечень Запрещённых Профессий, к отмене которого Минтруд пока не готов.

Вот только некоторые профессии, доступные, например, гражданкам Евросоюза, но закрытые для женщин в Российской Федерации:

  • Плотник. В России женщинам запрещено работать плотником на строительных, монтажных и ремонтно-строительных работах, в то время как в Европе не существует даже данных о том, сколько женщин задействовано в этой области.
  • Забойщик скота. То, чем занимаются многие женщины в деревнях, не может быть местом их официальной работы. По версии Минтруда, женщина не может поднимать больше 10 кг в час. Стоит отметить, что 10 кг — вес двухлетнего ребёнка, количество поднятий которого мамой в домашних условиях на государственном уровне никак не регулируется.
  • Водитель рейсового автобуса. В России женщина имеет право работать только на автобусе, курсирующем в черте города и вместимостью не более 14 человек. Рейсовые автобусы междугородних направлений для женщин по-прежнему закрыты.
  • Дальнобойщик и водитель строительной техники. Не спасёт даже наличие прав соответствующей категории. В России женщина может стать водителем фуры только при наличии большого опыта (зачастую полулегального).
  • Непросто женщинам в России пробиться и в военные профессии. Формально, гендерных ограничений в армии не существует: женщины России могут служить на тех же условиях, что и мужчины. Правда, первых танкисток Российской Федерации, например, начали готовить в Приамурье только в 2013м году, до этого женщинам позволяли занимать только небоевые специальности: связистки, медперсонал, младший руководящий состав. Удивительно встречать такое в стране, породившей знаменитых на весь мир Ночных Ведьм. Впрочем, закон современной России изначально не предполагает гендерного разделения военнослужащих, поэтому и особых условий (санитарных, например), необходимых женщинам, он не учитывает. К тому же, в армии действует первоочередность предложения вакансий мужчинам соискателям. Вакансия будет предложена кандидатке женского пола только после того, как от неё откажется кандидат-мужчина. В Европе о службе женщины на равных с мужчинами заговорили ещё во время Первой Мировой войны, но, в отличие от Советского союза, оставили девушкам право проходить службу на добровольных началах, осваивать желаемые ими специальности и принимать участие в боевых действиях. Девушки в Европе могут быть, например танкистками, сапёрами или снайперами.
  • Ещё сложнее дела обстоят у уже упомянутых женщин-моряков. Морские училища и речные техникумы принимают всех подходящих абитуриентов независимо от их пола, но не предупреждают, что после выпуска девушкам будет сложнее (а то и практически невозможно) занять должность в соответствии с их квалификацией. Именно профессиональный союз моряков стал добиваться пересмотра Перечня запрещённых профессий. Россиянка Светлана Медведева, когда ей, сославшись на государственный перечень, отказали в должности моториста-рулевого, обратилась за помощью в ООН. Комиссия сочла случай Светланы дискриминацией, но суды Российской Федерации это решение проигнорировали, заявив, что оно «не является обязательным для России».
Читайте также:  Почему во время болезни у человека снижается концентрация

Впрочем, женщины-капитаны в российском флоте всё-таки существуют, но отношение к ним, оставляет желать лучшего. Вот как о своём положении рассказывала порталу Meduza капитан дальнего плавания Татьяна Суханова: «…странно, что в любом порту мира меня — женщину-капитана — встречали гораздо приветливее, чем в родной стране. Даже моя подруга из Архангельска капитан дальнего плавания Екатерина Немирова, а также знаменитый капитан Людмила Тибряева и женщины-старпомы отмечают, что на Дальнем Востоке мужчины-коллеги относятся к ним несравнимо жёстче. Некоторые просто пытаются подставить. <…> Если бы зарубежные компании, которые представляют эти крюинги, узнали, что капитана не берут на работу только потому, что она — женщина, они лишились бы лицензий».

  • А вот с профессией пожарного сложности возникают даже у европеек. Официальных ограничений на работу в этой профессии для женщин в ЕС нет, но на практике женщины-пожарные по-прежнему остаются большой редкостью. В Швеции их, например, только 0.6% от числа всех пожарных страны. При этом многие мужчины-пожарные в опросах отмечали, что не хотели бы, чтобы женщины работали вместе с ними, так как это «нарушит атмосферу братства, которая помогает им работать слажено». Порадоваться, пожалуй, можно за Австралию, где девушек активно набирают добровольцами для тушения лесных пожаров. Потолком карьеры в МЧС у гражданки Российской Федерации станет место диспетчера. К спасению людей и тушению огня её не подпустят.
  • Лучше всего иллюстрирует регресс соблюдения прав женщины в России запрет на работу машинисткой метро и электропоезда. Женщины были допущены к управлению подвижными составами метрополитена во времена Великой Отечественной войны из-за нехватки мужчин-машинистов в городе, и успешно справлялись со своей профессией вплоть до самой Перестройки. В метро существовали даже специальные женские бригады. Но в восьмидесятых правительство СССР решило, что управлять электропоездом может только мужчина, и стало медленно выживать женщин из подземки. Сейчас женщинам запрещено не только управлять поездом, они не могут занимать даже должность помощника машиниста. Последней женщиной-машинистом в России была сотрудница московского метрополитена Наталья Владимировна Корниенко, ушедшая на пенсию всего пару лет назад. Ныне в метро женщин-машинисток нет.

А вот европейская статистика показывает, что количество женщин, управляющих поездами, с годами только увеличивается. Медленный прирост объясняют отнюдь не дискриминацией, а особенностями профессии: многие машинисты выбирали свою специальность, следуя по стопам своих отцов, и покидают свои места очень неохотно. По прогнозам, с развитием транспортной системы количество женщин в индустрии будет только расти.

С полным перечнем профессий можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ №162. Список включает в себя специальности, в которых необходима грубая сила (девушка, по версии Минтруда, не обладает достаточными физическими способностями для работы на лесоповале), и в которых существует необходимость постоянно держать в голове большой объём инструкционных положений при постоянном отслеживании текущей ситуации (именно по этой причине женщина не может быть машинистом электропоезда).

Но условия труда давно изменились. Специальная техника позволяет прилагать минимум физических усилий в строительных работах, меры безопасности давно пресекли всевозможные утечки таких опасных для «женской репродуктивной функции» химикатов, а многочисленные исследования доказали, что память и аналитические способности мозга никак не зависят от половой принадлежности его обладателя. Однако Минтруд согласился только пересмотреть и, возможно, сократить список запрещённых профессий. Отказаться от него полностью, несмотря на успешный зарубежный опыт, власти не готовы «на концептуальном уровне». Так что россиянке Маше, в отличие от её подруги-француженки Мари, ещё долго придётся бороться за возможность вести своё судно к далёким берегам.