Как живется женщинам в Северной Корее

Пожалуй, КНДР – единственное государство в мире, о котором приходится судить по косвенным данным и рассказам перебежчиков. Поэтому в информационном поле существуют как бы две Северные Кореи: страна, живущая тяжело, но идущая своим путем и филиал ада на Земле. Мы же попробовали создать некую объективную картинку, как минимум в одной теме – северокорейские женщины.

Свободные женщины Востока

В 1946 глава КНДР Ким Ир Сен подписал закон о равноправии женщин. Было запрещено многоженство, проституция, принудительные браки, установлен минимальный возраст для замужества (17 лет) и начала работы на производстве (14 лет). Для женщин введен восьмичасовой рабочий день, двухнедельный ежегодный отпуск, облегченные условия работы во время беременности и декретный отпуск. Но зарабатывали женщины существенно меньше мужчин.

В пятидесятые-семидесятые годы сложился идеал северокорейской женщины не как равноправной спутницы жизни мужчины, партизанки с оружием в руках, но покорной мужу домохозяйки. За образец была взята жена Ким Ир Сена — Ким Чен Сук, чье изданное большим тиражом жизнеописание каждая корейская женщина должна была перечитать сто раз. Книга живописала тяготы жизни женщины рядом с ее выдающимся мужем, как она их переносила без жалоб и стенаний, хотя иногда приходилось отдавать собственную порцию еды главе семьи. Еда была упомянута не зря – в стране перманентное недоедание и семьям приходится приспосабливаться. Паек неработающего северокорейца составлял триста грамм зерна в день, занятого на производстве — семьсот гр.

На протяжении длительного периода женщины в КНДР преобладали количественно над мужчинами. По данным самих северокорейцев, в 1980 и 1987 годах соотношение полов составляло 86,2 на 100, и 84,2 на 100, соответственно. Один из самых авторитетных экспертов по Северной Корее, Эберштадт, объясняет диспропорцию последствиями Корейской войны. К началу девяностых, впрочем, ситуация выправилась, по подсчетам Эберштадта, сделанным им по косвенным данным, на 1990-й год соотношение мужчин и женщин в стране было 97,1: 100.

Данные ЦРУ за 2014 год говорят: основу населения составляет возраст 25-54 лет (43,8%), затем дети до 14 лет (21,7%), молодежь от 15 до 24 лет (16%) и пожилые люди старше 65 (9,5%). Северокорейские женщины живут дольше мужчин: 73,5 года против 65,6 лет и средняя продолжительность жизни обоих полов растет, хотя и отстает на десять лет от южного соседа. В возрасте от 70 и старше женское население преобладает почти в 2 раза, что также объясняется потерями в Корейской войне. Большинство жителей северокорейской столицы – женщины – их больше 60%.

Женщина – всему голова

В девяностые годы происходит переосмысление роли женщины в северокорейском обществе, она начинает играть самостоятельную роль, чему способствует и то, что порядка 70% доходов семьи обеспечивает женщина. Кореянки массово получают высшее образование, делают карьеру, хотя и менее успешную, чем мужчины. Причем произошло это вопреки проводимому партийным руководством Северной Кореи курсу на патриархальность, утверждает Герман Ким, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель Республики Корея, исполнительный секретарь центрально-азиатской секции Консультативного Совета по мирному и демократическому объединению Кореи 17-го созыва.

Читайте также:  "Королек - птичка певчая": какие корни у звезды известного в СССР сериала

Активизации женщин способствовал страшный голод конца девяностых годов, жертвами которого стали, по подсчетам экспертов, до 1,5 млн человек. Женщины были вынуждены спасать своих родных, в том числе через продажу на рынках завезенного из Китая «серого импорта». Рыночная торговля давала в месяц в месяц от 50 до 150 тысяч северокорейских вон ($6-18), при средней зарплате госслужащих 2-6 тысяч вон и стоимости килограмма риса в 8 тыс. вон.

Впрочем, и руководство страны постепенно стало отходить от проведения устаревшей политики своеобразной гендерной сегрегации. Сейчас в КНДР женщины массово заняты во всех сферах производства и оказания услуг, причем значительное число женщин – на руководящих должностях. Хотя здесь налицо семейственность: большинство женщин на номенклатурных должностях – родственницы либо супруги партийно-правительственных чиновников.

Для женщин действуют специальные учреждения, в том числе — санатории, дома отдыха и роддома, хотя они доступны только для представителей элиты. Тем не менее, удельный вес рабочих мест с высокой заработной платой для женщин существенно ниже, чем для мужчин, поясняет Герман Ким.

В армейских рядах

КНДР функционирует на основании идей чучхе – опоры на собственные силы. Важнейшим постулатом чучхе является сонгун — «армия на первом месте». Воинская служба престижна, на войска тратиться много сил и средств. Женщины в северокорейской армии до 2015 года служили добровольно, после чего руководство страны приняло решение об обязательном призыве женщин на воинскую службу. При этом Ким Чен Ын в 2003 году снизил обязательный срок службы как для мужчин, так и для женщин: с 13 до 10 лет и с 10 до 7 лет соответственно. Минимально приемлемый рост женщины-военнослужащего в 2012 году снизили до 142 см.

Призыв в Северной Корее – два раза в год, в апреле и августе. Призыву подлежат девушки 17 – 20 лет, при этом выпускниц школ призывают весной, а тех, кто постарше – летом. Кореянок меньше нагружают военной и строевой подготовкой, но они несут бытовые повинности — уборка казарм и приготовление пищи. Многие северокорейские женщины рассматривают службу в армии как хороший социальный лифт: завершив службу, девушка получает возможность поступить в ВУЗ, найти высокооплачиваемую работу или удачно выйти замуж.

Несколько лет назад «Гардиан» и другие зарубежные СМИ обильно печатали рассказы Ли Со Ен, перебежчицы в Южную Корею, служившей 10 лет в северокорейской армии. Она утверждала, что быт в казарме невыносим, тяготы воинской службы приводят к расстройству женских жизненных циклов, да еще девушки-военнослужащие голодают, подвергаются избиениям и изнасилованиям.

Впрочем, эксперты советуют не доверять рассказам перебежчиков, сильно сгущающих краски. В частности, утверждается, что часто воинские подразделения формируются исключительно из женщин, что сводит риск изнасилования к нулю. А смешанные части свойственны лишь элитным войскам, где усилен контроль за поведением военнослужащих. Однако эксперты признают, что изнасилования все же случаются, но не чаще, чем в армиях других стран, где также служат женщины.