Ольга Хохлова: почему Пабло Пикассо называл свою русскую жену ничтожеством

Казалось, известный художник Пабло Пикассо женился на русской балерине Ольге Хохловой по большой любви. Они даже венчались в русской православной церкви. Однако и по прошествии многих лет после расставания с Хохловой Пикассо называл ее не иначе как ничтожеством.

Знакомство в Риме и венчание в Париже

Знакомство Пабло Пикассо с Ольгой Хохловой можно назвать чудом. Дело в том что, если верить Елене Селестиной, автору книги «Свидетель Пикассо», художник просто ненавидел путешествия. Однако в 1917 году Жану Кокто удалось уговорить Пикассо съездить в Рим, для того чтобы принять участие в одной из постановок Русского балета Дягилева. Именно тогда и именно там судьба и свела Пабло Пикассо с балериной Ольгой Хохловой. Он долго и настойчиво ухаживал за ней, следовал за ее труппой по всей Европе. В конце концов Ольга сдалась. Пикассо познакомил невесту со своей матерью. Правда, пожилая женщина предупредила Хохлову, что ни одна женщина не найдет счастья с ее сыном.

Но балерина не придала словам будущей свекрови должного значения. Влюбленные обвенчались в русской православной церкви в Париже, а вскоре на свет появился их общий сын Поль. Наверняка поначалу супруги были счастливы. По крайней мере, по мнению Сергея Гущина и Александра Щуренкова, авторов книги «Как понимать современное искусство», об этом свидетельствуют идиллические полотна Пикассо той поры. Взять хотя бы Хохлову, изображенную художником в образе Мадонны с младенцем, многочисленные портреты Поля, а также картины семейного отдыха.

Непростая семейная жизнь

Вот только семейная жизнь Пабло Пикассо быстро наскучила. Жена гораздо больше внимания уделяла ребенку, чем ему. К тому же, как пишут Дарина Григорова и Татьяна Виноградова в книге «Великие люди, которые изменили мир», в 1927 году Пикассо познакомился с 17-летней Марией-Терезой Вальтер. Девушка абсолютно не интересовалась живописью и даже не знала, кто такой Пикассо. Однако Мария-Тереза стала самым большим сексуальным увлечением живописца. Эта страсть не знала никаких табу, потому как новая возлюбленная с радостью соглашалась на любые (даже садистские) эксперименты в постели.

Потерявший рассудок Пикассо захотел расстаться с надоевшей ему Хохловой. Однако Ольга, если верить Елене Арсеньевой, автору книги «Грешные музы», отказалась покидать дом неверного супруга. Пабло Пикассо вымещал всю ненависть к упрямой Ольге на полотнах, изображая ее то в виде лошади, то старой мегеры. Ситуация усугублялась тем, что художник не желал оформлять официальный развод с Хохловой, так как в этом случае он потерял бы половину своего состояния. И это обстоятельство усиливало неприязнь, которую испытывал Пикассо к Ольге.

Читайте также:  «В СССР секса нет»: что на самом деле имелось ввиду под этой фразой

Развод как камень преткновения

В 1935 году Хохлова не выдержала и съехала от мужа. К такому решению, как утверждает Александр Сосновский, автор книги «Кабинет доктора Либидо», Хохлову подтолкнула новость о беременности Марии-Терезы Вальтер. Вместе с сыном Ольга Степановна перебралась в другой город и потребовала у художника развод. Но Пабло Пикассо не собирался расставаться со своим имуществом, а уж тем более с картинами, а потому отказал Хохловой. До конца жизни Ольга Хохлова оставалась законной женой Пикассо. Она умерла в 1955 году в Каннах. В последние годы она тяжело болела, а в результате перенесенного инсульта даже лишилась возможности ходить, что было, безусловно, трагедией.

Вот только страдания Хохловой Пикассо совсем не трогали. Даже спустя много лет он повторял, что брак с Ольгой Степановной был худшим периодом в его жизни. Мало того, Пабло Пикассо, по словам Ольги Кучкиной, автора книги «Смертельная любовь», называл Хохлову ничтожеством. При помощи адвокатов Пикассо удалось поделить имущество с Ольгой Степановной, но развод так и не был оформлен документально: видимо, художник продолжал дрожать над своим богатством. Однако Хохлова зла на Пикассо не держала. Как указано в книге Сергея Нечаева «Пикассо и его несносная русская жена», Ольга Степановна всегда прикрывала свои парализованные ноги меховым манто, которое осталось у нее в память о том времени, когда ее любил знаменитый художник.