Бас, тенор или баритон: какой тембр мужского голоса больше привлекает женщин

Мужчины с низкими голосами традиционно воспринимаются представительницами противоположного пола, как наиболее страстные и сексуально привлекательные партнеры. Однако исполнители, способные брать высокие ноты, во время выступления настолько очаровывают своих слушательниц, что они часто становятся их преданными поклонницами. Какие же именно голоса — бес, тенор или баритон, действуют на женщин наиболее завораживающе?

Бас

Ученые неоднократно высказывали предположение, что высота, тональность и тембральная окраска мужского голоса связана с уровнем выработки тестостерона. Еще советский оперный певец, режиссер и педагог, народный артист СССР, Алексей Петрович Иванов в своем труде «Искусство пения: практические советы вокалистам и оперным певцам» объяснял, что из одним из самых важных и значимых данных у вокалиста являются те, что заложены природой. Например, это — генетический механизм, приводящий к росту в пубертатный период гортани и всего того, что находится внутри нее.

У мужчин прежде всего это касается размера и массивности голосовых складок, и чем они больше, тем тип голоса – ниже. Самый низкий мужской певческий голос — бас, и он отличается большой глубиной и полнотой звучания. Влияет на рост голосовых складок половой гормон тестостерон. Он же биологически играет большую роль в эволюционном отборе и чем выше его уровень у мужчины, тем больше у него преимуществ в отношении с женщинами, поскольку от данного гормона напрямую зависят репродуктивные возможности. Они выражаются, в том числе и посредством голоса, именно поэтому женщины очень часто, словно загипнотизированные слушают мужской бас.

Так было, например, со знаменитым русским оперным певцом, солистом Большого и Мариинского театров, работавшим на рубеже XIX и XX веков, Федором Шаляпиным, и с советским оперным артистом первой половины XX века, Марком Рейзеном. Вокалистов с подобными данными, опять же в силу генетических причин, в мире не так уж много, но практически все они пользуются феноменальной популярностью. Однако Алексей Иванов, будучи сам оперным баритоном, считал, что самыми харизматичными исполнителями являются певцы совсем с другими голосовыми данными.

Баритон

Баритон занимает среднее высотное «положение» среди типов мужских голосов и основная его стихия – диапазон от середины большой до верха малой октавы, но все, безусловно, индивидуально. Соответственно, на развитие голосовых складок такого исполнителя также оказывал свое влияние тестостерон, но его уровень, вероятно, всегда не превышал нормы.

Между тем, медикам хорошо известно, что большое количество мужского полового гормона в организме имеет и отрицательные последствия. У его обладателя часто повышается агрессивность и возрастает склонность к асоциальным поступкам. Женщины это интуитивно знают не хуже врачей и поэтому для брака предпочитают выбирать мужчин в большей степени обладающих различными средними показателями, в том числе и голосовыми.

Однако чарующий баритон рождается у исполнителей не благодаря или вопреки гормональному фону, а имеет отношение к его умственной деятельности. Во всяком случае, французский ученый, математик, исследователь голосообразования и основатель Французской ассоциации по изучению фонации и языка, Рауль Юссон, еще в первой половине прошлого века создал на этот счет свою, нейрохронаксическую теорию работы голосовых складок. Он считал, что она в первую очередь осуществляется путем действия нервных импульсов, поступающих из коры головного мозга к голосовым мышцам, и напрямую связана с уровнем интеллектуальной деятельности индивида, отсюда и возникает «харизматичность» его музыкального исполнения.

Читайте также:  Как перестать волноваться из-за всего на свете

Теория Юссона не является доказанной и не получила всеобщего признания, но согласно его исследованию, наиболее нейрохронаксически одаренными являются обладатели баритонов. И если посмотреть на список самых популярных современных оперных баритонов, славящихся не только чарующим голосом, но и невероятной харизмой, то это только доказывает предположение Рауля Юссона. Ильдебрандо Д’Арканджело из Италии, Томас Хэмпсон из США, Николя Куржаль из Франции, Эрвин Шротт из Уругвая — невероятно сексуальные красавцы и обладатели потрясающе гипнотических баритональных голосов, какой был и у россиянина Дмитрия Хворостовского. Однако, всеобщее мировое признание, почему-то получили именно оперные теноры.

Тенор

Российские музыкальные педагоги считают, что хороший тенор затмит замечательного баса и блистательного баритона в любом музыкальном спектакле. Высокий певческий мужской голос, чей диапазон в сольных партиях от малой до второй октавы, а в хоровых — до ля первой октавы — так называемый «королевский» регистр, за который его обладателю во всем мире платят немалые деньги.

При этом профессор Московской консерватории и Института психологии РАН, физиолог, психолог и педагог, доктор биологических наук, Владимир Петрович Морозов считает, что в данном случае дело не в харизме, гормонах или конституции исполнителя, а в его возможностях резонансного пения. В сочетании с высокими обертонами, присущими тенору, его голосовой аппарат приобретает такие удивительные свойства, что специфически воздействует на мозг человека.

В результате при прослушивании произведения в исполнении тенора, при максимальной силе, с учетом эстетической красоты крепкого верхнего звука и особенно в моменты выхода голоса за пределы грудного регистра в фальцетном виде, у публики порой наблюдается экстатическое состояние. Именно поэтому три «золотых» голоса — Хосе Каррерас, Пласидо Доминго и еще недавно — Лучано Паваротти, не смотря на самую обычную мужскую внешность, считались самыми желанными исполнителями в любой стране мира, при том, что стоимость билетов на их концерты исчисляется трех-четырехзначными цифрами, и не важно в какой валюте. Все дело в силе гипнотического воздействия их высоких голосов на восприятие слушателей, а не в харизматичности и генетических особенностях.