Что бы сделали на Руси с девушкой, если бы она прошла по Красной площади в современной одежде

Разумеется, появление на любой городской площади Руси девушки, одетой по современным представлениям о моде, ее целесообразности с соответствующей прической вызвало бы шок у всех наблюдавших такое необычное для тех времен событие. Но, резонно возникает вопрос, – так ли уж отличался повседневный «дресс-код» для юниц тех лет от нынешних почитательниц гаджетов и одежных брендов?

Различия разительные

Без сомнения, девушка раннего средневековья или более поздних лет на Руси была серьезно ограничена относительно выбора одежды. По мнению российского историка, основоположницы исторической феминологии Пушкаревой Н.Л., основой девичьего костюма на протяжении нескольких столетий служила длинная рубаха, естественно, закрывающая ноги девушки по всей их длине. Девицы, в возрасте невест и прошедшие инициацию становились обладательницами поневы — набедренной одежды.

Поверх рубах, зависимо от статуса, девушкам одевали либо запоны, холщевую одежду весьма упрощенного фасона, либо летник, сарафан, опашень и т.д. Особая роль отводилась прическам, которые подразумевали безусловное наличие у тогдашних барышень косы (пока одной, а после замужества – уже двух).

Бить или не бить

Естественно, появившаяся на площади любого русского средневекового города девушка, одетая в короткую юбку или же брюки, подстриженная неважно насколько коротко, далеко бы не ушла. Вряд ли ей дали бы пересечь площадь до конца. Но, какое же наказание грозило юной феминистке тех лет за явный вызов обществу своей экстравагантной для того времени одеждой?

Читайте также:  Сколько надо разбить ртутных градусников, чтобы это было опасно для жизни

Вряд ли дело бы дошло до убийства, – к тем годам Русь более-менее гуманизировалась. Однако, как минимум, порки розгами девушке, осмелившейся так нарушить общепринятые для барышень требования к одежде, вряд ли удалось бы избежать. Причем, «Домострой», ставший своеобразным уставом семейной жизни на Руси, начиная с 15-ого века, рекомендовал родителям в экстренных случаях наказывать детей, независимо от их возраста, даже, «сокрушая их ребра». Правда, сия книга не рекомендовала при этом бить по глазам/ушам, используя деревянные или железные подручные средства, «под сердце кулаком» и, вообще, беречь здоровье наказуемого. Нередко наказание сводилось, по свидетельству С.М. Соловьева («Самосуды у крестьян Чистопольского уезда Казанской губернии») к острижению виновной.

Так что, девушке, осмелившейся продефилировать в современной одежде по тогдашней площади не позавидуешь. Впрочем, особенно гуманно настроенные и хорошо обеспеченные родители могли заменить порку многолетним пребыванием своей дочери в специально выстроенном тереме без права общения с окружающими (кроме слуг).