Представим, что человек находится один в кромешной темноте и вдруг прямо над его головой включается яркий мощный свет. После этого он замечает, что перед ним – многотысячный зрительный зал и все смотрят только на него. А он – боже мой, в чем сейчас одет и как вообще выглядит? Приблизительно так чувствуют себя люди, которые испытывают «эффект прожектора». Но как он возникает и почему вообще кто-то мучается из-за этого состояния?
Психологический феномен
Психологическое явление индивида, при котором он склонен к переоценке своих действий и/или собственного внешнего вида, изъяны которого, как он считает, заметны для окружающих, называется «эффектом прожектора». Первыми такое состояние, возникающее у людей, стали изучать член Американской академии искусств и наук Томас Гилович и социальный психолог, профессор Уильямс Колледжа, Кеннет Савицки. В 1999 году они описали «эффект прожектора» в американском медицинском журнале «Современные направления в психологической науке». По мнению этих специалистов, в ситуациях, в которых участвуют большие группы людей, внимание каждому человеку будет максимально рассеянным и узко разделенным, и именно эти факторы часто влияют на негативную оценку собственных действий у человека, который страдает данным феноменом. Доктор Кеннет Савицки утверждает, что человек не может полностью избавиться от смущения, когда чувствует, что совершает ошибку, поэтому преувеличивает ее влияние и сам мысленно уделяет ей больше внимания, чем требовалось бы. Соответственно, он считает, что и окружающие поступают точно также. Но на самом деле большинство людей чужие ошибки просто не замечает.
Эксперимент на студентах
Уже в 2000 году Томас Гилович, будучи профессором Корнельского университета, провел со своими студентами небольшой психологический эксперимент. Одну группу добровольцев он попросил надеть футболки с ярким, бросающимся в глаза изображением американского эстрадного певца Барри Манилоу и в таком виде прийти на лекции, где все остальные выглядели обычно. В то время прогрессивному, модному студенту ходить в майке с портретом старого поп-идола было все равно, что сегодня заядлому российскому реперу отправиться на концерт с изображением на одежде Людмилы Зыкиной. Молодым людям было очень некомфортно в таких футболках. А профессор дал задание – не привлекая к себе внимание выяснить, сколько человек в аудитории, по их мнению, обратили внимание, что на их одежде изображен именно Барри Манилоу, а не кто-то еще. После этого профессор Гилович сравнил ответы добровольцев с реальными цифрами исследования, которые получил, лично опрашивая аудиторию. И оказалось, что студенты из группы с футболками переоценили внимание к себе на 23%. Многие учащиеся даже не запомнили, что вообще на ком-то был представлен чей-то портрет.
Неуверенный в себе «нарцисс»
Но почему у людей возникает такой феномен и кому он более присущ? На эти вопросы, помимо прочих, искал ответы университетский профессор, американский психолог Томас Крюгер. Предпосылки к развитию подобного психологического состояния, как правило, развиваются в детстве. Родители, воспитывая ребенка, пытаются добиться от него идеального исполнения заданий, ругая за каждую ошибку, но при этом и поощряя отличные достижения. Так формируется понимание, что все надо делать на отлично. Собственно говоря, подобное педагогическое воздействие широко распространено во всем мире, поэтому «эффекту прожектора», в той или иной степени, подвержены практически все. Но особенно ярко он проявляется у тех людей, которые обладают одновременно такими противоречащими качествами характера, как эгоцентризм и низкая самооценка.
Жажда быть центром внимания и преувеличенное понимание значимости собственной личности у эгоцентричного человека приводит к тому, что он искренне верит, будто его мнение, поступки и внешность важнее, чем у других. При этом склонность так думать он проецирует и на окружающих, в результате чего возникает некая предвзятость. Психолог подчеркивает, что подобное качество часто развивается у людей, способных, как они считают, побороть в себе низкую самооценку. Но на самом деле подсознательно они продолжают тревожиться, что все вокруг обнаружат эту их скрытую несостоятельность и вот тогда «эффект прожектора» у них возникает практически на «пустом месте».
Что делать с «прожектором»?
Если человеку, интроверту по своему складу характера, в силу профессиональных обязанностей приходится сталкиваться с массовыми публичными выступлениями или взаимодействовать с большими группами людей, то собственная неуверенность и постоянное беспокойство могут сформировать подобное, уже невротическое состояние. Так считают специалисты из Санкт-Петербургской Психотерапевтической Ассоциации. При этом из «эффекта прожектора» с течением времени такое явление может развиться в нечто большое и крайне негативное – в серию панических атак, например, или в паранойю. Поэтому в тяжелых случаях, когда беспокойство происходит постоянно и уже мешает нормально жить, такие феномены необходимо прорабатывать с профессиональным психологом.
Ну а что же делать обычным людям, которые иногда оказываются «под ярким мощным светом» и поэтому боятся что-нибудь сделать неправильно? Ведущий американский социальный психолог и педагог, доктор философии по психологии Стэнфордского университета, Эллиот Арансон, в своих выступлениях по всему миру дает на этот счет весьма интересную рекомендацию. В своей научной работе он установил, что образ идеального человека вызывает у других отторжение, неприязнь и даже страх. А вот те, кто совершают ошибки, часто кажутся окружающим милыми и хорошими людьми. Профессор Арансон провел серию таких экспериментов, когда показывал испытующим, как сначала ведут себя безупречные мужчины и женщины, а затем другие, которые случайно переворачивают на свою одежду чашку кофе или падают в самых неловких ситуациях. Как правило, «неумехи» больше нравились участникам всех его экспериментов. Доктор Аарансон даже вывел новое свойство человеческой психики, назвав его «эффектом оплошности». Каждый участник эксперимента в дальнейшем признавался, что, увидев неуклюжего индивида, подсознательно считал; видимо «он – такой же, как и я», и поэтому к похожему на самого себя образу у него развивалась ментальная симпатия. Американский психолог советует не бояться совершать глупые ошибки на глазах у всех, ведь порой именно благодаря им у людей появляется даже некоторая популярность.