Эйджизм на работе: как с ним бороться

Я всегда стеснялась своего возраста. В 18 я лгала, что мне 22, старалась дружить с людьми старше, одеваться “солидно” и “статусно” и ежедневно покрывала лицо тоннами косметики (в толстовке и без макияжа я казалась подростком). Причина проста: я столкнулась с эйджизмом на работе.

Первый редактор смотрел на меня с высоты 35-ти лет и называл маленьким ребенком. Любая попытка высказать свое мнение казалась ему проявлением “юношеского максимализма”. Из-за разницы в возрасте он считал возможным давать мне советы относительно личной жизни из серии: “Ты живешь с мужчиной? Ты еще маленькая, уйди от него. Повзрослеешь, успеешь наиграться в семью”.

Ежедневно я приходила домой выжатая. Я успокаивала себя: казалось, еще чуть-чуть — и все наладится, стоит только подождать, когда я стану старше. Ведь в 20 лет у меня точно не будет таких проблем.

Я ошибалась. И в 20, и в 22, и с дипломом ВГИКа я по-прежнему казалась “зеленой” и “не готовой к серьезным задачам”. Мой случай не уникален: каждый четвертый выпускник вуза в России не может найти работу, а каждый пятый становится жертвой возрастной дискриминации. Социальные сети пестрят шутками про “свободную кассу” как единственный шанс выжить для молодых специалистов, которых не берут по специальности из-за возраста и отсутствия опыта.

Такой тип эйджизма называется эдалтизм. Это дискриминация молодых людей по принципу “старший — значит, умный”.

Согласно данным британского опроса, 43% молодых людей сталкивались с эдалтизмом во время поиска работы и только 27% пострадали от половой дискриминации. Масштабы эдалтизма затмили даже ущемление прав по расовому признаку: с трудностями из-за цвета кожи столкнулись 11% опрошенных.

“Тут двойная история, — комментирует Надя Найбородова, специалист компании Qlean, проводившая собеседования с 20 выпускниками на должность личного помощника, — Молодые люди тоже зачастую плохо относятся к “дяденькам” и считают их неповоротливыми мамонтами. На самом деле, разница между поколениями не в опыте, а в методах обработки информации. “Дяденьки” считают, что сила — это запоминание и личный опыт. Сегодняшние выпускники лучше и быстрее ищут информацию и не понимают, зачем ее хранить годами. Метод запоминания и накопления требует времени, метод быстрого поиска — скорости, гибкости и нетворкинга. Поэтому опытные сотрудники уверены, что выпускники ничего не знают и не умеют, а молодым, в свою очередь, “дяденьки” тоже кажутся ни на что не способными.”

Читайте также:  «Стеклянный лифт»: почему мужчины добиваются успеха в «женских» профессиях

Дискриминация сотрудников 45+ — это оборотная сторона медали эдалтизма. Такой тип эйджизма получил название джэйнизм. Согласно статистике портала HeadHunter, 20% работодателей в нашей стране откажутся нанимать сотрудника старше 45 лет, невзирая на его профессиональные качества и портфолио.

В интервью Общественному телевидению России основательница Антирабства и эйчар с 10-ти летним опытом Алена Владимирская объяснила, почему в нашей стране распространен джэйнизм: “. У нас на самом деле очень консервативный HR. Например, для меня непонятна история, что на работу стараются не брать людей старше 50 лет. При этом мы уже живем в совершенно другом мире, где 50 лет – это не то, что было раньше: старость, дряхлость, а 50 – это расцвет твоих профессиональных навыков, умений, здоровья.”

В 2012 году исследователь Кэрри Каннон рассказала англоязычной версии журнала Forbes, как бороться с эйджизмом на работе. В 2017 ее советы по-прежнему актуальны. Прежде всего Каннон советует добиться статуса лучшего в своем деле. Никогда не поздно пойти учиться и овладеть необходимыми навыками. “Сегодня при приеме на работу мы считаем, что классный сотрудник — это умеющий быстро находить и структурировать информацию и учиться на чужих ошибках, — рассказывает Надя Найбородова, — Эта способность не зависит от возраста — и прибавит шансов при поиске работы.”

Второе — не стесняйтесь просить помощи друзей. В эпоху онлайн-рекрутинга вы можете найти работу в фейсбуке, даже не заходя на сайты по поиску работы. Рекомендация друга или бывшего институтского преподавателя может сыграть роль волшебного ключа к должности мечты: согласно исследованию консалтинговой компании CareerXRoads, компании охотнее всего берут кандидатов, пришедших по дружеской рекомендации.

И третье — научитесь преподносить возраст как плюс и подчеркивайте, что способны сработаться с коллегами вне зависимости от их опыта. Не надо голословности: заранее подумайте, каким примером вы сможете подкрепить свои слова. Расскажите, как спокойно общались с пожилой сотрудницей на прошлой работе или с удовольствием помогали 16-ти летнему стажеру. Сейчас на собеседованиях я честно рассказываю о своем возрасте. И если вижу негативную реакцию работодателя, воспринимаю это как сигнал: мне с этой компанией явно не по пути.