Элина Быстрицкая: какие отношения были между звездой «Тихого Дона» и писателем Шолоховым

Настоящая слава к Элине Быстрицкой пришла благодаря роли Аксиньи в киноэпопее Сергея Герасимова «Тихий Дон». Как известно, этот фильм был снят по одноименному роману Михаила Шолохова. По словам Быстрицкой, именно писатель одобрил ее кандидатуру. Тем не менее до сих пор ходят слухи о том, что Элина Авраамовна поссорилась с Шолоховым. Но так ли это на самом деле?

Выбор писателя

Когда в 1950-х годах режиссер Сергей Герасимов задумал снимать трехсерийную картину «Тихий Дон», основанную на одноименном романе Михаила Шолохова, на роль главной героини Аксиньи Астаховой претендовало немало именитых на тот момент советских актрис. Однако, как много лет думала сама Элина Быстрицкая, писатель, который тоже участвовал в кастинге, остановил свой выбор именно на ней. Шолохов сам просматривал кинопробы. Когда на экране появилась Быстрицкая, он велел остановить показ и воскликнул: «Так вот же она! Аксинья!»
Только на торжестве, посвященном 100-летнему юбилею Михаила Шолохова, Элина Быстрицкая узнала о том, что заветной ролью она на самом деле обязана родственникам литератора. Те утверждали, что они остались под впечатлением от работы актрисы в предыдущей ленте «Неоконченная повесть». Раздобыв фотографию Быстрицкой, близкие принесли снимок Шолохову со словами: «Вот тебе Аксинья!» Поэтому понятно, что увидев лицо Быстрицкой на экране, прозаик так отреагировал. Тогда он уже знал, что Элина Авраамовна будет героиней эпопеи.

Реакция Шолохова

Но на этом участие Шолохова в создании фильма закончилось. По словам Элины Быстрицкой, писатель ни разу не приезжал на съемочную площадку. Быстрицкая предполагала, что Михаил Александрович просто боялся разочароваться. Дело в том, что любую картину снимают кусками, которые чаще всего расположены не по порядку. Именно поэтому эти разрозненные части и не позволяют судить о том, каков будет результат. Так что в течение нескольких месяцев Элина Быстрицкая вообще не видела прозаика.
Только тогда, когда были готовы первые две серии, Михаил Шолохов приехал на киностудию имени Горького. Как вспоминала Быстрицкая, писатель отсмотрел материал, в зале включили свет, но Шолохов оставался неподвижным. Только через несколько минут он повернулся к оператору, директору, режиссеру и «Аксинье», и Быстрицкая заметила его заплаканные глаза. В тот момент всем стало ясно, что фильм удался. Элина Авраамовна хотела подойти к Шолохову для того, чтобы побеседовать с ним, да так и не решилась.

Неприятная сцена

Тем не менее им суждено было встретиться снова. В начале 1960-х годов Быстрицкая снималась в картине Георгия Натансона «Все остается людям». Работа над фильмом происходила в северной столице, где тогда находился и Михаил Шолохов. Писатель остановился в ленинградской гостинице «Астория». Именно туда и позвонила Элина Быстрицкая для того, чтобы встретиться с писателем. Шолохов не возражал и пригласил актрису в свой номер люкс.
Прибыв на место, Быстрицкая испытала настоящий шок. В гостиничной комнате тут и там спали какие-то люди, на столе были остатки еды, а воздух пропитался стойким запахом перегара. Да и сам Шолохов выглядел не лучше: заплывшие глаза и красное лицо прозаика Быстрицкая запомнила на всю жизнь. Актриса возмутилась, обратившись к литератору: «Что вы делаете с писателем Шолоховым?» Михаил Александрович огрызнулся: «Замолчи! Думаешь, я не знаю, что ничего лучше, чем «Тихий Дон», я больше не написал!» Видимо, эта история и стала основой для возникновения слухов о ссоре Быстрицкой с Шолоховым. Но на самом деле после той встречи они часто созванивались. Как уверяла артистка, писатель даже приглашал ее в гости, но она так и не удостоила его своим визитом: просто не нашлось свободного времени.