Как звук собственного голоса влияет на состояние человека

Очень многим людям, за редким исключением, не нравится слушать свой голос со стороны. Однако этот звук обладает почти безграничным потенциалом. Ученые выяснили, что прослушивание собственного голоса способно изменить настроение и даже сделать человека счастливым.

Новейшие исследования зарубежных ученых

Врачи считают, что частые и затяжные депрессии являются одной из важных причин развития целого ряда болезней — например, Альцгеймера, Паркинсона, желудочно-кишечных расстройств. Лекарственное лечение негативного эмоционального состояния дает лишь временный эффект и имеет массу других побочных проблем. В 2016 году международная группа ученых решила изучить степень влияния собственного голоса на эмоциональное состояние людей. Для совместного эксперимента, проводимого японскими учеными во главе с профессором Токийского университета Катсуми Ватанабе и психотерапевтами из Парижа под руководством Жана-Жюльена Окутюрье из Французского национального центра научных исследований, была разработана компьютерная программа, позволяющая в режиме реального времени изменять интонацию голоса, с которой была произнесена та или иная фраза. Исследователи пригласили 112 добровольцев, которым предложили почитать вслух отрывок из новеллы Харуки Мураками «Исчезновение слона». Всем участвующим в эксперименте надели наушники, и люди, читая литературное произведение, отчетливо слышали собственные голоса, но не знали, что они подвергаются компьютерной обработке. Благодаря новой программе каждая фраза чтецов получала еле уловимую эмоциональную окраску и звучала то радостно, то тревожно, а то печально. Голоса контрольной группы из 4 человек оставили без изменения. После чтения произведения все добровольцы ответили на вопросы специально составленной анкеты, в которой требовалось дать определение собственному голосу и эмоциональному состоянию во время его прослушивания. Из 108 испытуемых, чьи звуки были модифицированы программой, только 1 установил, что его голосом манипулировали. Еще 15 человек заметили, что звучание их голосов им показалось странным, но они не смогли дать точную оценку, что их встревожило. 92 добровольца, ответив на вопросы анкеты, отметили, как менялось их эмоциональное состояние в зависимости от каждой услышанной ими фразы и это оказалось абсолютным соответствием той задаче, какую в том или ином месте текста выполнила компьютерная программа. Услышав собственной грустный голос, люди испытывали ощущение печали; словосочетания, в которых звучал испуг и страх, заставили добровольцев сильно беспокоиться. Голоса с радостными нотками дарили испытуемым чувство удовлетворения и даже минутного счастья. Ученые считают, что это исследование поможет в лечении депрессивных состояний, потому что не только счастье вызывает улыбку, но и его имитация, практически гримаса, тоже способна вызвать прилив радости. Психологи утверждают, что люди сами могут использовать собственную речь и действия для улучшения своего эмоционального состояния. Их надо только этому научить.

Русские театральные методики начала XX века

Однако подобные выводы и без научных экспериментов, еще в 1920-х годах в своих статьях «План курса по «биомеханике» описал знаменитый русский театральный режиссер и педагог Всеволод Мейерхольд. Изначально идею о первичности физической реакции человека по отношению к его же эмоциональным ответам описали русские врачи — ученики выдающегося отечественного психиатра, невропатолога, физиолога и академика, Владимира Бехтерева. Когда на живое существо оказывается физическое воздействие — например, боль или ее антипод, затем, как следствие, возникает на нее эмоциональная ответная реакция. Всеволод Мейерхольд с учетом этого открытия основал свою систему воспитания актеров и назвал ее «Биомеханикой». Суть метода сводилась к тому, чтобы при построении роли от внешнего, предметного мира идти к внутреннему переживанию. Например, для того чтобы ощутить и показать зрителям счастье, не следует вспоминать приятные моменты из своей жизни и пытаться что-то подобное разыграть на сцене, как это, в те же 1920-е годы своим актерам советовал другой знаменитый русский и советский театральный режиссер и педагог, Константин Станиславский. Для решения этой задачи Всеволод Мейерхольд разработал группу упражнений, среди которых — порывистые взмахивания руками, прыжки и при этом радостные восклицания и улыбка. Собственный возбужденный голос, непосредственные движения, которые неконтролируемо устраивают дети, когда им бывает очень весело, все это действительно приводит человека в радостное состояние, даже если он за минуту до этого отчаянно грустил. О том, что звук собственного эмоционально окрашенного голоса может заставить индивида плакать или смеяться, Всеволод Мейерхольд, его ученики и последователи прекрасно знали и активно использовали для достижения нужного психологического состояния актера.