Люди, которые носят подделки: что про них говорят психологи

Отечественный рынок переполнен подделками — это показали результаты недавних исследований. Так, по данным проверки Роспотребнадзора, в конце 2017 года из 33 тыс. партий импортной одежды, около половины оказалось контрафактом. Обновленная статистика Минпромторга свидетельствует, что поддельный продукт оказывается в каждой пятой покупке в Интернете, а в розничной торговле, согласно данным специалистов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доля неоригинальных потребительских товаров составляет приблизительно 9%. Данные опроса, недавно проведенного юридической компанией BrandMonitor, свидетельствуют, что всего на российском рынке доля оборота копий и реплик одежды и обуви составляет 35%, электроники — 25%. По оценкам представителей компании, больше всего подделывают спортивную обувь и аксессуары — очки, сумки, часы и т. д. Среди этих товаров китайский контрафакт составляет до 20%. Убытки известных мировых брендов от фальсификации ежегодно исчисляются сотнями миллионов долларов. Louis Vuitton, Adidas, Chanel, Gucci, Nike, UGG, Rolex — вот лидеры списка среди марок, наиболее привлекательных для массового подпольного копирования. Предложение, как известно, порождает спрос. Так кто же и почему предпочитает покупать подделки?

Подделка в подарок

Онлайн-опрос 10 тыс. россиян в возрасте от 18 до 55 лет, проведенный компанией BrandMonitor, показал, что лояльное отношение к приобретению контрафактных товаров проявляют порядка 86% наших соотечественников, а 75% из них считают подделки и суррогаты вполне приемлемым выбором для подарка. Самый большой процент любителей дарить подделки обнаружился на Дальнем Востоке и Северном Кавказе — свыше 87% опрошенных. Даже среди жителей столицы исключительное предпочтение оригинальным товарам выказали только 20% респондентов, а в среднем по стране этот показатель составил около 25%. Сторонники исключительно оригинальной продукции, оказавшиеся в явном меньшинстве, объясняют свою позицию прежде всего соображениями морали — так ответили 40% из них, и только 13% опрошенных, отказавшихся дарить контрафакт, обосновали свой выбор заботой о здоровье ближних.

Зачем это нужно

По результатам исследований компании BrandMonitor и Роскачества, приобретение поддельных товаров объясняется несколькими причинами. Первой из них представители организаций называют незнание людей о том, что реплики и копии известных брендов являются незаконной продукцией, значительно уступающей оригиналам не только по цене, но и по качеству. В массовом сознании россиян слова «реплика» или «копия» в отношении поддельной одежды, обуви, аксессуаров, мобильных телефонов и т. д. не тождественны понятиям «подделка» и «контрафакт», хотя на практике так может обозначаться один и тот же товар. Разница лишь в том, что контрафактом продукция может быть признана только по решению суда, резюмируют авторы проведенных исследований. Нередко покупка подделок совершается по легкомыслию или по ошибке, из-за доверчивости неопытных покупателей к различного рода сомнительным акциям, специальным интернет-предложениям, фальшивым отзывам и прочим уловкам недобросовестных продавцов поддельных товаров. Также возрастающая лояльность к подделкам среди россиян объясняется экономическим кризисом и снижением покупательной способности населения.

Выбор молодежи

Огромная популярность неоригинальных товаров отмечается среди молодежи. Как объясняют психологи, это объясняется стремлением молодых людей продемонстрировать своим сверстникам более высокий уровень жизни, чем тот, что имеет место на самом деле. Пренебрегая гарантией качества, юные любители подделок делают ставку на узнаваемые лекала и форму логотипа, создавая ложную «маску успеха» — иногда даже не столько в глазах окружающих, нередко без труда разгадывающих истинное происхождение «брендовой» обновки, сколько в своих собственных. Однако психологи предупреждают, что такой способ уйти от реальности и нежелание принимать самих себя нередко приводит молодых людей и к более тяжелым последствиям — уже не только относительно внешней атрибутики, но и в области чувственных переживаний, менталитета и поведения. Иными словами, формируя свой образ, человек встает перед извечным выбором — быть или только казаться.