Мужчины или женщины: кто запоминает лица лучше

Каждый день все люди на планете сталкиваются с себе подобными и зачастую, незнакомыми индивидами. Запомнить всех, с кем на протяжении жизни приходится общаться, невозможно. Но ученые считают, что некоторые лица легче запоминаются, в отличие от других.

Мужчины и женщины оценивают одинаково

Первое впечатление о человеке является очень важным аспектом в оценке его личности. Многие психологи до сих пор утверждают, что женщины быстрее и легче запоминают и анализируют лица. Именно поэтому в большинстве коммерческих компаний Европы HR-отделом зачастую руководят дамы и их подчиненные — тоже представительницы слабого пола. Эту теорию решили проверить ученые из Университета штата Пенсильвания, США. Под руководством доцента кафедры психологии и неврологии Сьюзи Шерф были проведены исследования на тему распознавания лиц в социальном взаимодействии и для определенных типов поведенческой работы. Группе мужчин и такому же количеству женщин было предложено в течении 30 секунд посмотреть и проанализировать фотографии десятков разных лиц, а также познакомиться с реальными участниками эксперимента. Оказалось, что женщины и мужчины приблизительно одинаково запоминают и оценивают образы, их суждения основаны на одних и тех же деталях и запоминание лиц происходит исключительно исходя из физиологических свойств и их особенностей. То есть женщины ничем не отличаются от мужчин в умении запоминать лица представленного им индивида.

Некрасивые

Долгое время считалось, что люди больше обращают внимание на красивую внешность, поэтому такие лица внимательнее рассматривают и они автоматически остаются в памяти. Однако немецкие ученые опровергли эту теорию. Исследователи из Йенского университета имени Фридриха Шиллера, Германия, во главе с экспертом по распознаванию человеческих лиц, психологом, доктором Хольгером Визе провели серию экспериментов. Они показали десятке добровольцев фотографии лиц, которые перед этим были разделены психологами на две группы — скорее привлекательные и откровенно некрасивые. Каждое фото на несколько секунд появлялось на экране, и испытуемым предлагалось запомнить лицо данного человека, как можно точно. В заключительной части испытания добровольцам были показаны уже ранее демонстрировавшиеся лица вперемешку с пока не знакомыми им фотографиями. При анализе ответов оказалось, что участники исследования гораздо лучше запоминали непривлекательные лица, чем симпатичных людей. Доктор Визе предполагает, что подобное акцентирование внимания связано с тем, что привлекательное лицо вызывает позитивную эмоциональную реакцию и она мешает оставить данный образ в памяти. Это подтверждают и данные, полученные при помощи электроэнцефалографии, проводимой во время эксперимента ряду добровольцев. Когда они рассматривали фотографии некрасивых людей, то амплитуда изменения потенциала распространения импульсов мозговой активности оказывалась на много выше. При этом испытуемые гораздо чаще ошибались, когда указывали на привлекательное лицо, как на знакомое в тот момент, когда это фото было им показано впервые. Относительно некрасивых лиц подобные эффекты наблюдались заметно реже. Немецкие ученые связывают полученные выводы с тем, что привлекательные лица очень часто выглядят симметрично и отчасти усредненно. А это вызывает путаницу в воспоминаниях, в отличии от лиц, которые имеют какие-то физиономические дефекты или последствия кожных повреждений.

Привлекательные с яркой приметой

Английские психологи тоже интересовались проблемой запоминания лиц и выдвинули свою теорию. Ученые из Эссекского университета, Колчестер, Великобритания, на основании похожих тестов с фотографиями установили, что взаимосвязь между привлекательностью лица и ее хорошей запоминаемостью все-таки существует. Не случайно на красивых людей больше обращают внимания. Но запоминание такого образа всегда основано на какой-то мелкой детали, которая сразу бросается в глаза, например — яркая родинка, высокие скулы, пухлые губы. Такие особые приметы легко остаются с памяти и затем прочно ассоциируются с данным привлекательным человеком. Английские психологи провели несколько тестов на эту тему и выяснили, что работодатели гораздо охотнее предлагают занять вакансию специалисту с симпатичным лицом, чем обладателю некрасивого образа. Привлекательного сотрудника при наличии одинаковых профессиональных данных и имеющегося образования, быстрее начнут продвигать по карьерной лестнице, чем его некрасивого коллегу. Хотя это будет явным несправедливым решением руководства.