Нейропластичность: почему человеку нужно постоянно развиваться

Впервые о способности мозга адаптироваться как к внешним, так и внутренним изменениям, а также трансформироваться под воздействием опыта, заговорил в 1890 году психолог Уильям Джеймс, но официально термин «нейропластичность» был введен в медицинский оборот польским врачом Ежи Конорским.

Пластилин

До обнаружения нейропластичности считалось, что мозг человека развивается и формируется в детстве, после чего застывает, становясь невосприимчивым к разного рода изменениям. Считалось, что по мере взросления человека его мозг неизбежно деградирует и стареет, и это ведет к непременному ухудшению мышления. Любые повреждения мозга от травмы или инсульта относились к категории фатальных, а попытки натренировать серое вещество людей с врожденными аномалиями — пустой тратой времени. Однако благодаря экспериментам ученые установили, что мозг человека представляет собой своеобразный пластилин, из которого при желании и постоянном упражнении можно всю жизнь лепить новые формы.

Нейропсихолог, Лара Бойд, утверждает, что каждый раз, осваивая новое действие и приобретая незнакомый навык, человек преобразует свой мозг. Иногда трансформации касаются отдельного нейрона, изменяющего связи, а порой охватывают целые корковые области, которые либо разбухают, либо уменьшаются. Каким же образом человек может заставить мозг работать на себя?

Учиться, учиться и учиться

Ленинский лозунг «Учиться, учиться и учиться» превосходно описывает схему, заставляющую наш мозг развиваться и проявлять чудеса нейропластичности. Дело в том, что при обучении происходит изменение серого вещества сразу в трех направлениях, которые Лара Бойд определяет как химическое, структурное и функциональное. Вместе они способствуют закреплению нового знания или навыка, влияющего на жизнь индивида.

По мнению нейрофизиолога Элеанор Магуайер, постоянная тренировка мозга помогает его лучшему функционированию и облегчает процесс освоения нового. Проведя исследование лондонских таксистов, которым нужно несколько лет усиленно изучать паутину городских улиц, она обнаружила, что подавляющее большинство из них имеют увеличенный гиппокамп, то есть зону консолидации памяти. Они, чтобы получить лицензию на работу, смогли изменить отдельную область своего мозга, где закрепились пространственно-картографические воспоминания.

Профессор невралгии Майкл Мерцених, утверждает: для того, чтобы повысить работоспособность мозга, необходимо постоянно изучать новые знания, решать головоломки, изучать иностранные языки. Если человек будет постоянно делать только то, что умеет, он сгубит свой мозг, затормозив его развитие.

Физические нагрузки

Большим подспорьем для нейропластичности является йога и физические нагрузки. Занимаясь спортом или просто проявляя активность человек, улучшает свое кровообращение, насыщая мозг кислородом.

Нейробиолог, Венди Сузуки, советует людям внедрить в свою жизнь регулярные прогулки на свежем воздухе. Это приятное занятие, по ее мнению, приводит к улучшению познавательных способностей, прежде всего относящихся к области сопоставления.

О безусловной пользе физкультуры для развития мозга говорит нейрофизиолог, Мэрион Даймонд, проводившая эксперименты с крысами, одна часть которых сидела в пустых маленьких клетках, а другая в просторных, заваленных игрушками «апартаментах». В ходе исследования выяснилось, что у грызунов второй группы кора больших полушарий была на 6% толще, чем у их сородичей. Изначально считалось, что на развитие мозга повлияли посторонние предметы, помещенные в клетки, но дальнейшие опыты выявили, что изменения произошли из-за увеличения физической активности крыс. Впоследствии ученые добивались аналогичных результатов, просто помещая грызунов в колесо.

Читайте также:  Из-за чего у людей возникает икота

Тело-мозг

Нейрохирург, Уайлдер Пенфилд, который установил точную локацию участков, отвечающих за деятельность различных мышц и органов человеческого тела в коре головного мозга, считал, что на нейропластичность большое влияние оказывала тренировка. Постоянно занимаясь игрой на музыкальном инструменте, люди развивают не только моторику кисти, но и «мозговые карты», отвечающие за работу пальцев. У спортсменов, в зависимости от того, каким видом спорта они занимаются, натренированными бывают не только определенные мышцы, но и область мозга, ответственная за них.

Научить мозг заново

Факт, что в любом возрасте человека можно научить его мозг новым способностям, в 60-х годах ХХ века доказал нейрофизиолог Пол Бак-и-Рита. Создав специальный аппарат сенсорного замещения, он предложил инвалидам по зрению, у которых были зафиксированы нарушения в зрительной коре, использовать его для того, чтобы увидеть мир. Исследования подтвердили, что благодаря закрепляемой на языке испытуемого матрице, на которую подавался сигнал с видеокамеры, через несколько месяцев тренировки происходила активизация необходимой зоны мозга и человек начинал ориентироваться в пространстве. Нейропластичность, вызванная телесным опытом, по мнению психоаналитика, Нормана Дойджа, увеличивает ту зону мозга, в которой постоянно происходит активность, и уменьшает тот район, где наблюдается пассивность. Ярким примером подобного функционирования мозга является обострение осязания при потере зрения, когда нейронные сети, не участвующие в создании визуальной картины, отправляются на подмогу к осязательным нервам, для того чтобы увеличить чувствительность кожного покрова.

Аналогичные выводы сделал Майкл Мерцених, который в ходе экспериментов доказал, что мозг можно заставить работать в нужном направлении, поскольку он также быстро теряет навыки, как и приобретает. В своих изысканиях он выяснил, что при параличе руки, если проводить регулярные тренировки, спустя некоторое время мозг научится использовать для управления конечностью нерв, соседствующий с поврежденным. Если же по собственной воле перестать пользоваться каким-нибудь органом, то мозг перестанет затрачивать энергию на его «обслуживание».

Палка о двух концах

Нейропластичность — удивительная способность мозга, благодаря которой одни люди могут восстановить утраченные в результате инсульта функции, а другие на протяжении всей жизни испытывать фантомные боли после ампутации конечности. Данная область знания находится в постоянном развитии и каждый раз открывает новые грани человеческих возможностей. На сегодняшний день стало очевидным, что человек может сам «создавать» свой мозг, но вместе с тем на серое вещество каждого индивида способны влиять внешние установки, ориентироваться в которых с каждым годом становиться все сложнее. Именно этим качеством пользуются рекламодатели, создатели стереотипов и пропагандисты, которые с целью направить мысли человека в нужное им русло, меняют структуру мозга критично думающей личности.