Риск не распродать товар всегда висит над производителем и посредником дамокловым мечом. Не будет спроса — не будет и прибыли. Одни товары разлетаются как горячие пирожки, другие приходится всеми правдами-неправдами «продвигать».
Однако есть одна категория продукции, которой не страшны никакие кризисы и падение спроса. Речь о помаде и некоторых других видах косметики. Они продаются даже тогда, когда уровень безработицы вырастает вдвое и у населения просто пропадают деньги на разные излишества. Этот парадокс экономисты называют «эффектом губной помады».
Нам кризис нипочем
Великая депрессия стала для США настоящим крахом «американской мечты». Улицы заполонили миллионы протестующих безработных, требующих хоть какие-то рабочие места. Взрослые здоровые мужчины стояли в очередях в бесплатные столовые. И вот на фоне этого катастрофического обнищания продажи косметики по стране выросли в 2 раза!
Проанализировав ситуацию, владельцы крупных компаний и экономисты пришли к выводу, что таким образом в период кризиса проявляется психологическая напряженность, а ей, как известно, наиболее подвержены дамы. Когда нет денег на новое платье, пальто или сапоги, хочется купить хоть какую-то мелочь, которая позволит чувствовать себя женщиной.
Леонард Лаудер, глава корпорации «Estee Lauder» подмечал и обратную связь: если стали расти продажи помады, значит, начался кризис. Платья покупать в ближайшее время не будут. На них просто нет денег. Так что производители косметики на кризисах только выигрывают.
Какую продукцию покупают
«Эффект губной помады» срабатывает не со всей косметикой. Марина Крестинина, консультант компании «CB Richard Ellis», выделила несколько видов косметической продукции, на которую спрос во время кризиса не растет. Это парфюмерия и дорогие средства для кожи. Такая продукция относится к сегменту «люкс», а эффект от ее применения виден не сразу (или вообще не заметен).
Женщинам же во время острой нехватки средств на уход за собой хочется потратить немного, получить удовольствие от приобретения и сразу же увидеть эффектное преображение лица. Все три составляющие заложены в покупке помады для губ, туши и аналогичных товаров.
«Эффект губной помады» стабильно наблюдается в последние годы в России. С начала 2015-го L’oreal стала здесь продавать на 10% больше своей декоративной косметики, чем раньше. Линии «Natura Siberica» и «Planeta Organica» — на 25%.
Отечественные производители отметили значительный рост спроса на свою продукцию. Однако и зарубежные не отстают. Например, пару лет назад в ЦУМе открылся бутик популярной американской марки «Urban Decay», которая активно наращивает обороты торговли в Восточной Европе. На первом месте стоят продажи той самой губной помады, которая так успокаивает женщин в плохие времена.