В наши дни ни одна сколь — либо крупная или маленькая компания не обходится без специалиста по компьютерным технологиям. И речь идет не о простой компьютерной грамотности — а о сложных, комплексных случах, где специалисту приходится применить все свои знания и умения для организации грамотной инфраструктуры и поддержания ее в рабочем состоянии.
Часто речь идет о использовании сторонней специализированной программной разработки, но часто на плечи данных работников падает задача о написании некого алгоритма или же целого куска программы. По данным исследовательской компании CompTIA, примерно сорок три процента компаний на рынке существуют исключительно благодаря каким — либо технологиям, так или иначе связанным с компьютерами и программированием. В общей совокупности, исключительно индустрия IT оценивается в 3.4 триллиона долларов, что, несомненно, крайне внушительная сумма. И впереди нет никаких препятствий для ее развития. Аналитики прогнозируют лишь рост рынка информационных технологий. А рост рынка означает и рост занятости людей в ней. В первой половине 2017 года в сфере информационных технологиий в США работало примерно 5.98 миллионов людей, что составляет примерно два процента всего населения Соединенных Штатов — весьма много, согласитесь? И в будущем эта цифра будет только расти. А если цифра растет — значит, появляются новые работники. Новые работники,несомненно, уже из другого поколения, чем мы с вами — более молодые, приносящие свежее дыхание в индустрию, которая иногда бывает крайне закрытой и консервативной во многом. Уже сейчас можно сказать, что программист — инженер — работа будущего. Но зачем начинать учить своего ребенка программированию уже сейчас?
Программирование — необходимость в «новом» мире
Во время информационных технологий умение обращаться с компьютером — необходимость. Практически невозможно найти работу без уверенного умения в пользовании ПК — интернет проник везде, прочно обосновался, и никуда уходить не собирается. Вскоре умение программировать будет чем — то настолько же обыденным и привычным, и необходимым — что его начальные зачатки, вероятно, будут требовать практически на любой специальности, связанной с автоматизированным производством (или офисными задачами). Ребенку, который еще с детства познал основы программирования, в дальнейшем будет гораздо легче обучаться — новые знания в компьютерных технологиях будут ложиться на прочную базу, которую
ему дадут преподаватели. Это как с математикой — не выучив числовой ряд, вы не сможете совершать примитивные операции сложения и вычитания, не говоря уже о более сложных вещах, а не имея совсем никакого абстрактного мышления, вы никогда не сможете понять ни одной формулы или закона математики. Что уж там говорить про математический анализ. Так и с программированием — без четкой структурной логики и ясного понимания принципа процессов ничего не выйдет.
Увы, но в школе вам программирования не дадут.
Большинство московских и российских школ, как бы это не печально было говорить, безнадежно отстали по уровню образования в сфере информационных
технологий. Учеников учат обращаться с продуктами офисного назначения — что, в целом, тоже неплохо, но мало кто сегодня этого уже не умеет делать. Кроме офисных продуктов, на уроках информатики часто проходят вещи, не особо относящиеся к самой информатике — всплывает география, рисование, что угодно — но не программирование. В последнее время, конечно, ситуация несколько улучшилась, особенно в больших городах, но все еще ее нельзя назвать хорошей и даже приемлемой. Множество школьников выходят из школы не имея никакого представления о программировании и уж тем более о теоретической подоплеке
информационных технологий.
Программирование помогает развивать логическое мышление и мозг в целом
И да, это не миф и действительно правда. Еще в 1980 году профессор математики всемирно известного Массачусетского технологического университета США, Сеймор Паперт, опубликовал книгу, в которой он утверждал, что дети, в детстве занимающиеся программированием, в будущем были более успешны в точных и логических науках. Позже его изыскания подтвердили серией исследований профессора Рой Реа и профессор Курланд. В 1984 они опубликовали статью, к которой на основании наблюдений подопечных сделали выводы, что обучение программированию в раннем возрасте с подробным объяснением всего механизма приводит к повышению когнитивных способностей детей, а также к тому, что им легче своих сверстников справляться с логическими и математическими задачами. Также польза программирования для повышения мозговой активности
была неоднократно доказана учеными из MIT.
Самое главное во всем этом — найти хорошего преподавателя, который не будет вслепую учить ребенка нажимать клавиши, а обьяснит, как, собственно, работает каждая строчка кода, и что происходит в компьютере, когда мы запускаем написанную программу. Слепое обучение программированию не приводит ни к какому положительному результату, а, скорее, дает ложное представление о данном занятии и работе, и развивает логический аппарат в сторону зашоренности и закрытости к новым решениям. Недаром одна из самых больших проблем IT — индустрии — отсутствие новых, креативных идей и решений, даже не в части продукта, а в части реализации идеи продукта в реальности. Часто происходит так, что еще в детстве мозг ребенка ставят в ограничения, которые в будущем отражаются на всей его жизни — начиная от его выбора профессии и заканчивая его манерой говорить и решать сложные задачи.
Такие ограничения крайне мешают успешному познанию сферы программирования и IT в целом. Конечно, здесь как и везде есть свой набор паттернов, но здесь эти паттерны должны обязательно быть кастомизированы под каждую задачу и не должны восприниматься как ограничения. Так же бесполезно обучение программированию без интереса обучаемого — если вы не заинтересуете ребенка новым видом деятельности, то он вряд ли станет им заниматься на постоянной основе, а именно так достигается тренировка логического мышления.
Всегда помните, что программирование — не только работа, но и эмоции, и если ребенку не импонирует данный вид активности, то и не надо его заставлять. И не забывайте хвалить его за успехи — программирование, все же, тоже челлендж — только перед самим собой. А иногда и перед начальством, и тогда хвалит уже начальство. Психология так же должна присутствовать здесь. В общем и целом, кодинг может быть тяжелым занятием, и не всем он подойдет — но он крайне хорош для развития логики и терпения. Не бойтесь программирования.