Парадокс Лапьера: почему многие люди делают не то, думают

Большинство людей действительно думают одно, а делают абсолютно другое. Этот парадокс описал Ричард Лапьер еще в 1930-х годах. Тогда его студентов отказались принять в отелях, где они проживали за 2 года до этого. По мнению психолога Милтона Рокича, так произошло потому, что в каждом человеке «живут» сразу две социальных установки.

Расовые предрассудки и радушные менеджеры

Этот феномен социальной психологии открыл и описал американский ученый Ричард Лапьер. Правда, как утверждает Сергей Степанов, автор издания «Популярная психологическая энциклопедия», все началось с исследования Лапьером расовых предрассудков. По словам Степанова, в то время, то есть в 1920-1930-х годах данная тема была весьма актуальна в  Соединенных Штатах. Агрессивное отношение белого большинства к национальным меньшинствам, и в частности к темнокожему населению и представителям азиатских национальностей усугублялось неблагоприятным экономическим положением: тогда в США царила Великая депрессия. И американцы, что называется, нашли «виноватых».

Именно поэтому эксперимент, на который Ричард Лапьер решился в 1934 году, многие сочли довольно смелым. Профессор Стэндфордского университета Лапьер вместе с двумя своими студентами, выходцами из Китая путешествовал по южным штатам страны. Во время поездки психолог и его подопечные останавливались в 252 отелях США. Администрация только одной гостиницы отказала китайцам в приеме. В остальных же отелях гостей приняли доброжелательно. Мало того, никаких отличий между обслуживанием китайских студентов и Лапьера обнаружено не было. Однако исследователи не торопились с выводами.

Отказы отелей вследствие негативных установок

Спустя 2 года Ричард Лапьер приступил ко второму этапу своего эксперимента. Как указано в издании «Социальная психология поведения» (Ю. П. Платонов), именно тогда психолог обратился в 251 отель, где к китайским студентам отнеслись радушно в 1934 году, с просьбами снова принять их. Вот только на этот раз Лапьер и его подопечные сделали это не непосредственно во время визита, а в письменной форме. Как утверждает Платонов, на письма ответили лишь 128 гостиниц. В большинстве ответов содержалась уклончивая формулировка, четверть отелей категорически отказались принять гостей-азиатов и только одна гостиница согласилась.

Ричард Лапьер объяснил такие результаты исследования тем, что между аттитюдом (то есть социальной установкой) менеджеров отелей (в данном случае – отношением к лицам китайской национальности) и их реальным поведением существовали значительные расхождения. Ответы на письма Лапьера свидетельствовали о наличии негативного аттитюда, который в реальном поведении никак себя не проявлял. Напротив, в 1934 году администраторы гостиниц вели себя так, будто аттитюд был положительным. Иными словами наблюдалось явное противоречие между намерениями личности и ее фактическим поведением.

Читайте также:  Анальный тип характера: чем он отличается от орального по Фрейду

Причины возникновения парадокса Лапьера

Так Ричард Лапьер доказал, что большинство людей думают одно, а делают абсолютно другое. В качестве примера парадокса Лапьера можно привести психологические исследования, которые называются «вопросами в голову». Они представляют из себя гипотетические вопросы о чем угодно и чаще всего являются недостоверными. Так, если спросить испытуемых о том, как часто они занимались бы спортом, будь у них хорошие кроссовки, большинство ответят: «Каждый день». Вот только к реальности подобные ответы никакого отношения, как правило, не имеют: здесь действуют исключительно социальные установки.

Почему же так происходит? Ольга Ванновская в своей монографии «Психология коррупционного поведения государственных служащих» пишет о том, что американский психолог Милтон Рокич высказал идею о существовании у каждого человека сразу двух аттитюдов: один аттитюд «включается» на объект, а другой – на ситуацию. При встрече с профессором и его китайскими студентами у администраторов отелей преобладал аттитюд на ситуацию, то есть менеджеры действовали согласно нормам сервиса, как привыкли. А вот при получении письма уже возобладала социальная установка на объект, то есть негативное отношение к представителям другой национальности, характерное для американского общества тех лет.