«Парень из нашего города»: главный киноляп фильма

Фильм «Парень из нашего города», без сомнения, относится к классике советского кинематографа. Основная задача этой ленты заключалась в том, чтобы показать силу Красной Армии и неизбежность победы в войне.

Это, конечно, был не первый фильм о танкистах. До него советский зритель уже видел ленту «Трактористы», которая хоть и не совсем про танкистов, но танки там показаны, а уж песни чего стоят! И «Три танкиста», и «Марш советских танкистов» («Броня крепка и танки наши быстры…»). Выходили на экраны и менее известные современному зрителю ленты «Танкисты» и «Горячие денёчки».

Почти в самом начале картины «Парень из нашего города» главный герой на танке БТ-5 пытается на полном ходу проскочить мост. Танк ломается прямо на мосту, мост не выдерживает и боевая машина падает в реку. Но главный герой уверен, что танки смогут преодолевать такие мосты: «А танки все равно через такие мосты будут перелетать! И через рвы будут перелетать! Всё будут делать!».

В финале фильма слова главного героя, в исполнении любимого всеми Николая Крючкова, о том, что танки будут прыгать, сбываются. Советские танкисты атакуют противника, и когда немцы взрывают небольшой мост через речку, то танки Т-34 на полном ходу перепрыгивают через провал и двигаются дальше.

Вопрос, а действительно ли могут танки так прыгать, возникал и тогда, и сейчас. Все-таки в фильме прыжок совершали не настоящие танки, что видно любому зрителю.

С одной стороны, сейчас уже мало кто не видел кадров, с летящим в прыжке современным российским танком. Подобные прыжки демонстрируют на всех выставках вооружения. Но современный Т-90 легко разгоняется до 70 км/час, а самый скоростной танк БТ (что и означает «быстроходный танк») мог набрать скорость до 50-55 км/час только на хорошей дороге.

Читайте также:  Как менялась мода на брови

Однако и тогда танки тоже прыгали, что видно на документальных кадрах из довоенных фильмов. Да и в киноленте «Трактористы» есть кадры, где танк БТ совершает прыжок примерно метров на семь-восемь и потом падает в реку. Понятно, что «летать» в реальном бою танкистам приходилось, особенно если местность изобиловала подходящими складками и террасами, позволяющими совершать прыжок, пусть и против желания. Но в бою всякое бывает.

Подобные «трюки» требовали подготовки и выполняли их обычно профессиональные танкисты-испытатели, да и то после определенной подготовки. В 1936 году был зафиксирован рекордный прыжок на танке БТ-7 Евгения Кульчицкого, известного испытателя танков. Танк, которым он управлял, на полной скорости взлетел с крутого обрыва, и, пролетев 42 метра, опустился на воду.

Конечно, такой прыжок проводился в танке без экипажа, ему предшествовал точный расчет пути машины, была построена схема работы двигателя на разгоне. А ещё были соблюдены определенные требования по безопасности, включая обезвоживание организма танкиста в течение суток перед прыжком. Иначе в момент приземления у водителя могли лопнуть кровеносные сосуды. В момент прыжка надо было успеть бросить рычаги, согнуться, прикрывая голову руками. Словом, почти цирковой трюк, и в боевой обстановке такой повторить никто бы не отважился.

Но уверенность танкиста Луконина, роль которого сыграл Николай Крючков, в том, что танки будут прыгать, оказалась правильной.