Различные изображения человека в истории мировой культуры существуют более 3000 лет. И до нашей эры и сегодня художники стремятся отображать своих современников не только правдиво, но и привлекательно. С античных времен и по сей день существует постановочная поза – контрапост, в которой модели выглядят максимально выгодно. Но почему так происходит, что подобный «излом фигуры» визуально воспринимается лучше?
Контрапост и искусство
Само слово «contrapposto» — «противоположность», является итальянским, но в изобразительное искусство оно пришло все-таки из латыни. Так считают специалисты искусствоведения Российской академии живописи ваяния и зодчества в Москве. В период позднесредневекового и ренессансного искусства изображение людей в этой позе было хорошо известно. Ее активно использовали Микеланджело Буонарроти и Сандро Боттичелли, а за 20 столетий до них — древнегреческий скульптор и теоретик искусства, живший в V веке до нашей эры, Поликлет Аргосский. Он оставил миру описания идеальных постановок своих моделей, которые сводятся к тому, что человеку требуется встать так, чтобы перенести тяжесть тела на одну стопу. Таким образом, эта нога фигуры отклоняется от вертикали, опорный тазобедренный сустав поднимается вверх и одновременно немного выдвигается вперед. Тазовый пояс наклоняется относительно горизонтали, а свободная нога модели, согнутая в колене, слегка отставляется назад. Плечевой пояс из-за необходимости уравновешивания приобретает контрастное положение по отношению к тазовому. Эту позу античный скульптор называл «хиазм» — «chiasmos», что с древнегреческого означает «крестообразный». Изначально в отечественном изобразительном искусстве XVIII — XIX веков ее и называли — S-образной. В такой позе стоит мраморная «Венера Милосская», всем известный «Давид», «Дискобол» и многие другие красивые персонажи на полотнах знаменитых мастеров кисти, на которых во все века стремились быть похожими почти все молодые люди в мире.
Контрапост и наука
Почему же контрапост популярен вот уже столько времени? Возможно, ответ был известен еще в прошлом веке, когда парижские танцовщицы «Moulin Rouge» стали активно его использовать для позирования. Сегодня ученые это установили документально. В прошлом году португальские исследователи из Университета Минью, Брага, под руководством доктора Фарида Пажухи провели эксперимент. Для участия в нем они пригласили 68 добровольцев — 25 мужчин и 43 женщины. Ученые создали трехмерные изображения в восьми ракурсах, стоящих прямо и в позе контрапост. В тот момент, когда участники эксперимента выбирали наиболее понравившуюся фотографию, их решение на биологическом уровне отслеживал магнитно-резонансный томограф, к которому они были подключены. Таким образом ученые получали аналитическую справку, основанную не просто на уровне «нравится — не нравится», а в условиях изобразительных ориентиров, используемых в морфометрическом исследовании, они увидели, какие именно участки мозга испытуемых и как на это реагировали. Особенная активность у добровольцев обоего пола была выявлена в средней височной области, а также в угловой извилине – в ключевых участках мозга, реагирующих на восприятие сексуальных объектов. Таким образом ученые вместе с доктором Пажухи установили, что фигуры в позиции контрапоста выглядят сексуально привлекательными. Этот эффект основывается на визуальном контрастном подчеркивании соотношения объема талии и бедер, причем даже у мужчин. Специалисты также выяснили, что существует коэффициент этого контраста при восприятии, он может варьироваться, и во время исследования был заметен на нейронном уровне. У каждого из испытуемых он оказался индивидуально отличным, но ненамного. Таким образом португальские ученые установили, что изобразительная привлекательность человеческих фигур глубинно основывается на сексуальном желании зрителя, которое, помимо прочего, формируется и на основе эстетических принципов, а не только на них одних, как это считалось ранее в искусстве.